Опубликовано: 04.10.2018
Третья часть. Часть 1 и 2
Постройка корпуса адмиралтейской модели всегда представляла интерес для моделистов, выдвигалось большое количество предположений, как же в действительности осуществлялся этот процесс. К сожалению методы, которыми пользовались мастера того времени, полностью утеряны, и нельзя с уверенностью сказать, как достигались столь высокие результаты этой достаточно сложной и точной работы.
Есть несколько причин, по которым можно придти к такому выводу. Во-первых, на многих моделях можно видеть следы от инструмента, когда при отделке корпуса обработка велась поперек волокон древесины. На некоторых моделях внутри каркаса корпуса сохранились следы грубой обработки рашпилем, а иногда следы этой операции обнаруживаются и снаружи. Но во всех случаях грани футоксов и топтимберсов четкие и ровные. Во-вторых, иногда можно обнаружить, что торцы флоров и топтимберсов были прорезаны по все еще видимой линии, прочерченной через весь корпус, что, очевидно, было сделано уже после отделки корпуса. На одной из моделей, относящейся к семнадцатому веку, линия, обозначающая пятки топтимберсов, вероятно, была нанесена ошибочно, а именно слишком близко к бархоутам, так как прослеживается и другая линия расположенная ниже, по которой и были обрезаны топтимберсы.
Еще одним доказательством данного способа может служить то что, древесные отходы из внутренней полости удалялись через промежутки между футоксами. На некоторых моделях видно, что все топтимберсы были прорезаны по одной линии ниже бархоутов, в этих моделях тимберс сначала прорезался небольшим острым долотом вглубь до половины, а затем оставшаяся часть удалялась путем выколачивания. Также для удаления ненужных частей могли использоваться небольшие ручные лобзики, так как на краях топтимберсов остались следы от просверленных отверстий, которые наверняка предназначались для того, чтобы вставлять тонкое полотно пилки. В случаях, когда устанавливались внутренние слиперсы, верхний из них был четко выровнен с оголовками флоров, и, возможно, в некоторых случаях тимберсы прорезались изнутри, а слиперсы использовались в качестве направляющих. На корпусах многих моделей явственно прослеживаются признаки большого количества шлифовальных работ с целью отделки торцов тимберсов. Очевидно, что мастера придавали этой работе большое значение и выполняли ее с особой тщательностью. Перед удалением ненужных кусков древесины между футоксами и топтимберсами, можно предположить, что корпус адмиралтейской модели выглядел также как и недостроенная модель, изображенная на Фото 1. Набор данной, конкретной модели не планировался как адмиралтейский, но он демонстрирует тот же общий вертикальный принцип постройки корпуса, с заготовками шпангоутов, когда две таких заготовки по толщине равнялись расстоянию тимберс + интервал. Этот метод сопоставим с методом 'бутерброда' или 'полых слоев', который хорошо известен современным моделистам, но вместо горизонтальных слоев использовались вертикальные, иначе говоря, корпусу придавалась форма по шпангоутам, а не по ватерлиниям. Это можно также сравнить с методом, который использовался мастерами для создания деревянных изделий сложной формы. Двери и панели комодов, фасады буфетов, большие деревянные вазы и урны сложной формы собирались путем склеивания небольших деревянных частей приблизительной формы, которым затем, после обработки, придавалась окончательная форма изделия. Возможно, именно на этом принципе и основывалось строительство корпуса адмиралтейской модели.
Строительство корпуса, вероятно, начиналось с миделя, от которого в сторону носа и кормы устанавливались заготовки шпангоутов, в последствии корпусу придавалась форма путем обработки соответствующей заготовки по шаблону теоретического шпангоута. Естественно, что слои отличались друг от друга, так как одни составляли футоксы, а другие флоры и топтимберсы, но все заготовки содержали части, которые впоследствии вырезались. Возможно, дабы облегчить процесс вырезания ненужных частей заготовок, слои склеивались между собой только в местах верхнего и нижнего замков. Большим преимуществом такого метода сооружения корпуса модели является отсутствие незакрепленных частей, все части скреплены друг с другом и обрабатываются как единое целое.
Толщина тимберсов имела очень большое значение при строительстве корпуса. К примеру, при длине батарейной палубы равной 150 футам и с расстоянием тимберс и интервал равному 2 футам и 6 дюймам, модель корабля с такими характеристиками в масштабе 1:48 будет состоять из более чем сотни слоев. Если каждый из слоев будет отличаться от заданного размера хоть на одну сотую дюйма (0,2 мм) в большую или меньшую сторону, то это приведет к отклонению по длине на более чем на 1 дюйм на модели или на более чем 4 фута при пересчете на реальные размеры корабля. Становится ясно, что чрезвычайно трудно добиться такой точности при ручной обработке заготовок шпангоутов, чтобы после соединения всей сотни деталей в единое целое длина бы соответствовала расчетной. Но какой бы метод не использовался для обработки заготовок шпангоутов, очевидно, что такая работа увенчалась успехом.
С другой стороны, мы также должны принять во внимание такую возможность, что не все модели являются настолько точными по длине, как это принято считать. Резен-линия оголовков флортимберсов изображена в виде диагонали на проекции корпуса (см. Рис.16), но в этом не было необходимости, если линия была нанесена непосредственно на корпусе, с помощью тонкой рейки или узкой полоски плотной бумаги. Наложение полоски бумаги параллельно линии киля в районе миделя позволяло получить довольно точную резен-линию. На кривую, полученную таким образом, значительно влияли обводы корпуса, в частности, в носовой и кормовой частях, это может объяснить такое разнообразие резен-линий на моделях. Линия, проходящая по пятками топтимберсов также сильно разниться от модели к модели. На многих моделях эта линия параллельна бархоутам по всей длине корпуса, но некоторых эта линия часто резко загибается вверх и заходит под бархоуты, иногда такая же ситуация наблюдается в кормовой части корпуса. В тех случаях, когда линия параллельна бархоутам, вероятно, она наносилась уже после того, как были установлены бархоуты, которые использовались в качестве направляющих. В других случаях линия должна была быть нанесена до установки бархоутов, что вновь предполагает использование тонких направляющих реек, которые при расположении их ниже наибольшей ширины корпуса, придавали линии большую кривизну с загибом вверх по сравнению с кривой линии бархоутов.
флоры довольно длинные и угол диагонали в носовой части значительно отличается от такового в кормовой.
флоры немного короче чем в первом примере, и диагонали располагаются примерно под одинаковыми углами. В данном типе, который довольно распространен, диагонали пересекают линии теоретических шпангоутов почти под прямыми углами, что предположительно указывает на использование направляющей рейки для нанесения резен-линии на корпус.
в данном случае длина флоров еще меньше, и благодаря тому что диагонали располагаются практически вертикально, резен-линия в носовой и кормовых частях поднимается вверх под острыми углами.
Модель корабля четвертого ранга, примерно 1715 года постройки (Модель находится в Национальном Морском Музее). Короткий замок со скругленными концами и большим количеством крепежных деталей.
<Мордаунт> (Mordaunt), четвертый ранг, 1681 год (Модель №7) Передняя часть киля загибается вверх и соединяется шпунтовым замком со штевнем.
<Бреда> (Bredah), третий ранг, 1692 год (Модель находится в Тринити Хауз). В данном случае представлен замок имеющий довольно широкое распространение - его можно встретить на большинстве моделей, датируемых восемнадцатым веком.
Модель корабля третьего ранга, примерно 1705 года постройки (Модель №18). Короткий шпунтовый замок.
Модель корабля третьего ранга, примерно 1655 года постройки (Модель №1). Короткий простой замок, с отсутствием видимых крепежных деталей.
Модель корабля третьего ранга, примерно 1705 года постройки (Модель №18). Короткий шпунтовый замок. Интересная деталь - установлен фальшкиль, который довольно редко можно встретить на моделях.
После окончания сборки корпуса необходимо было приступать к прорезанию пушечных портов. Немногое можно сказать об этом, так как большое количество моделей изнури и снаружи закрыты планками обшивки выше батарейной палубы, но на тех моделях, где эта часть корпуса видима, становится ясно, что установка орудийных портов требовала значительных усилий. Порты нижней палубы просто прорезались в замках футоксов с топтимберсами, в этих случаях нижние и верхние брусья рамы обычно не устанавливались. Однако на некоторых моделях замки не доходят до линии портов, в таких случаях в интервалы между топтимберсами вставлялись либо небольшие деревянные блоки, либо устанавливались верхние брусья рамы порта. Большая часть работы над портами приходилась на порты верхней палубы и среднего яруса портов трехпалубного корабля. Примерно до середины восемнадцатого века расположение шпангоутов не согласовалось с расположением орудийных портов, и, по крайней мере на двух ранних моделях, порты верхней палубы размещены в интервалах между топтимберсами ближайших к истинному местоположению соседних существующих портов. Кажется, что мастер был не слишком озабочен тем, что в результате порты оказались расположены неравномерно (см. Модели №4 и 1). В отличие от этих портов, порты среднего яруса на моделях расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, что означало прорезание топтимберсов, установку вставок, распорок, вкладышей, нижних и верхних брусьев рамы порта. Конструктивные работу по корпусу модели заканчивались установкой бархоутов, русленей, палубных клямсов, слиперсов и кильсона. Несколько сотен нагелей, расположенных в шахматном порядке на каждой без исключения модели семнадцатого века использовались для крепления планок обшивки к тимберсам. В случае, когда модель строилась в масштабе 1:48 с расстоянием тимберс + интервал равному, к примеру, 2 футам, нагели устанавливались на расстоянии всего лишь1/4 дюйма (6 мм) друг от друга. Данная схема соответствует системе креплений обшивки на полноразмерных кораблях, однако остается неясным, с какой целью такая же столь сложная схема нашла свое применение на моделях, в частности на внутренних слиперсах. Отверстия для нагелей проходили через слиперсы и входили в тимберсы, аккуратно высверливались и нет ни одного случая, когда бы нагели полностью пронизывали тимберсы. Возможно, что такая практика установки связей корпуса была общепринятой среди модельных дел мастеров, но с другой стороны, вероятно, что такая техника использовалась так как шпангоуты не склеивались между собой и скреплялись только лишь планками обшивки, как и в практике строительства полноразмерных кораблей. Однако если так, то слишком тяжело найти объяснение тому, как это можно было сделать столь аккуратно.
Порт верхней палубы, с несоединенными друг с другом верхними и нижними балками (Модель корабля первого ранга, примерно 1680 года постройки).
Порт круглой формы на квартердеке, прорезанный через блок вставленный между топтимберсами (Модель корабля первого ранга, примерно 1670 года постройки).
Порт верхней палубы, с верхними и нижними балками срезанными под углом (<Мордаунт>, 1681 год).
Порт нижней палубы, с нижней балкой образованной тимберсами и отдельно установленной верхней балкой рамы. Данный метод очень распространен и также иногда встречается при устройстве орудийных портов среднего яруса трехпалубных кораблей.
На большинстве моделей внутри в трюме установлены два пояса, один из которых проходил на уровне оголовков флоров, а второй по пяткам футоксов, но некоторые модели имею лишь один пояс шириной равной длине замка между тимберсами. Упомянутые поясья, носившие в семнадцатом веке название 'слиперсов', представляли собой толстые брусья, придававшие прочность конструкции замков футоксов и флоров. Этот термин, 'слиперс', является одним из интересных примеров изменения терминологии, что случалось довольно часто на границах смены строительных эпох. В восемнадцатом веке вместо термина 'слиперс' использовалось понятие 'толстые пояса внутренней обшивки' (Финчам - прим.), а термин 'слиперсы' использовался для обозначения штук дерева, связывающих последние шпангоуты с транцами. Более тонкие доски между 'толстыми поясами' специального названия не получили и составляли понятие 'внутренняя обшивка'.
Другие конструктивные особенности устройства трюма моделей, будут детально рассмотрены при описании конкретных моделей.